ТРЦ Гагарин: трудовые будни

Недавно редактор популярного городского портала новостей Ивантеевка сегодня взял развернутое интервью у одного из наших сотрудников, обеспечивающих безопасность торгово-развлекательного центра “Гагарин”, здесь мы выкладываем эту статью полностью.

Торгово-развлекательный центр «Гагарин» является социально значимым объектом Ивантеевки, имеющим максимальную в городе посещаемость. Горожане приходят сюда не только для того, чтобы сделать самые разные покупки, но с тем, чтобы с комфортом и с интересом провести здесь свой досуг. С торговыми площадями в ТРЦ соседствуют офисы, предлагающие различные услуги, точки общественного питания, кинотеатр. Вместе с тем, мало кто из посетителей задумывается, что ТРЦ «Гагарин» является при этом очень сложным инженерным объектом, требующим технического обслуживания высокотехнологичных инженерных и аварийно-диспетчерских систем, а также полного обеспечения всех элементов безопасности, в том числе антитеррористической и противопожарной, организации и контроля службы охраны.

Сегодня мы беседуем с руководителем службы охраны ТРЦ «Гагарин», сотрудником ЧОПа «Легион СБ», осуществляющего охрану столь ответственного городского объекта, Валерием Серафимовичем. Когда-то Валерий Серафимович думал стать инженером-электронщиком, но судьба сложилась так, что с 1994 года, то есть уже более 20 лет, он работает в системе охраны и стал в этом деле профессионалом.

— Валерий Серафимович! Посетители и сотрудники службы охраны находятся в одном здании. Но пребывание их принципиально различно. В чем это различие?

— Конечно, для посетителей «Гагарин» — это торгово-развлекательный центр, самое популярное место в городе для покупок и для отдыха. А для нас «Гагарин» — это место массового пребывания людей 1 категории, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек. Для нас никаких развлечений, наоборот – очень трудная и очень важная работа. В зоне нашей круглосуточной ответственности – помещения общей площадью 14 тысяч квадратных метров, включая помещения с особым контролем доступа, парковка на 200 машиномест, прилегающая территория, разгрузочно-погрузочные площадки.

Если вы спросите, к примеру, посетителя, какова этажность здания, он наверняка ответит: пять этажей – сколько кнопок в лифте. На самом деле, этажей в здании – восемь. То есть неведомая посетителю часть служебных и подсобных помещений весьма значительная.

Главная и первая наша задача – обеспечить полную безопасность всех людей, находящихся в «Гагарине» и на его территории.

Для обеспечения безопасности людей (и персонала, и посетителей) действия охраны направлены на предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, предотвращение проноса на территорию и в помещения объекта запрещенных и опасных предметов (оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п.), обеспечение безопасности передвижения материальных ценностей в пределах здания (сооружения) объекта и прилегающей территории, предупреждение несанкционированного выноса имущества, обеспечение выявления и задержания (блокирования) нарушителей, осуществление взаимодействия с экстренными службами и органами обеспечения безопасности на муниципальном и областном уровнях.

— Чем сотрудники ЧОПа «Легион СБ» отличаются от полицейских и контролеров?

— Все сотрудники ЧОПа «Легион СБ» имеют лицензии частных охранников, а это означает аттестацию, профессиональную подготовку, ежегодные проверки, зачеты, в том числе стрельбы, знание законодательства, медицинское освидетельствование. Контролеры арендаторов (торговых предприятий) всего этого не имеют, они большей частью ответственны за сохранность товара.

Что касается прав, то их у сотрудников ЧОПа куда меньше, чем у полицейских, хотя уровень ответственности вполне сопоставим. Что касается закона, то мы руководствуемся в своей деятельности Законом РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Наша задача – эффективно взаимодействовать и с контролерами арендаторов, и с городской полицией с целью обеспечения безопасности и общественного порядка.

12-часовую вахту несут шесть сотрудников охраны плюс мобильная группа реагирования. Контроль осуществляется полный – всего здания, всей территории, в круглосуточном режиме. Результат – с момента открытия в 2013 году ни одного чрезвычайного происшествия.

Важно при этом понимать, что сотрудник безопасности ТРЦ — это прежде всего помощник, готовый быстро оказаться там, где есть опасность, предотвратить преступление, организовать эвакуацию, подсказать дорогу посетителю

— Какие требования вы предъявляете к своим сотрудникам?

— У нас проверенные надежные стабильные кадры. Требования – аккуратность, дресс-код, коммуникабельность, стрессоустойчивость, отсутствие вредных привычек. Особенно важна психологическая уравновешенность, терпение, поскольку работа в огромном потоке иногда малокультурных людей, конечно, вызывает эмоциональное выгорание, то есть эмоциональное истощение, которое чувствуется особенно в конце смены.

— Какие Вы можете указать самые распространенные нарушения общественного порядка в ТРЦ?

— Курение в общественном месте, распитие спиртных напитков, появление в нетрезвом виде – самые частые нарушения, и их количество возрастает во время повышенной посещаемости, то есть в вечернее время и выходные, праздничные дни. Конфликтных ситуаций мы стараемся избегать посредством разъяснительных бесед, используем превентивную тактику. Но иногда приходится прибегать и к помощи полиции.

— Когда сотрудники охраны встречают поток входящих посетителей, на что они прежде всего обращают внимание?

— Прежде всего, как ни странно, мы обращаем внимание на детей. Очень часто родители не следят за своими детьми и даже забывают об их присутствии. Дети не должны попадать в трудные и опасные ситуации. Тот же эскалатор имеет высоту 4 метра, поэтому мы призываем к осторожности, ни в коем случае не перевозить детские коляски на эскалаторе, а использовать для этого только лифты.

Конечно, мы не забываем об антитерроре, поэтому пристально следим за подозрительными людьми, или агрессивно настроенными гражданами, отслеживаем бесхозные вещи.

Нужно отметить, что «глаз» в «Гагарине» гораздо больше, чем кажется. Это не только охранники и контролеры. Это и наши видеокамеры охранного наблюдения, которых около 100. Они установлены повсеместно так, чтобы не осталось «слепых» мест. Все камеры выведены на общую диспетчерскую, которая является своего рода «мозгом» ТРЦ . Здесь сосредоточены все контрольные системы. Конечно, доступ в это помещение строго ограничен. Должен сказать, что у нас вообще под контролем все двери, все лестницы, все проходы, все лифты, все помещения. Уровень охраны центра я сравнил бы с высоким уровнем охраны банковского учреждения. В любой момент мы легко найдем «иголку в стогу сена».

— Муха мимо носа не пролетит. Это очень важно. Потому что, как ни крути, но ТРЦ является центром притяжения и для криминала. Случаются преступные эпизоды?

— Большая посещаемость, и все посетители, как правило, с тугими кошельками – это своего рода магнит, конечно, для маргиналов. Но практически всегда преступное посягательство заканчивается задержанием преступника.

Приведу несколько примеров. В «Детском мире» произошла карманная кража. По видеозаписи была реконструирована полная картина происшествия и установлен портрет подозреваемого лица. Им оказалась цыганка. Все охранники получили ориентировку, и уже на следующий день мы задержали воровку, как только она появилась в центре.

14 августа текущего года на парковке был украден велосипед. И мы начали «охоту». 19 августа я задержал серийного вора с поличным – при попытке кражи опять же велосипеда опять же на нашей стоянке. После задержания мы передали преступника оперуполномоченному отдела полиции Андрею Гончарову. Было возбуждено уголовное дело.

Сейчас вообще идет волна велосипедных краж: легко украл – легко продал. Поэтому здесь мы на чеку.

Еще случай. Женщина в ресторане при расчете обнаружила отсутствие кошелька. Подозреваемых в краже мы задержали на следующий день, когда они — муж и жена – пришли в ТРЦ снять деньги с банковской карточки потерпевшей. Также были задержаны с поличным. Пострадавшей стороне они полностью возместили ущерб.

Бывают случаи краж товарно-материальных ценностей в магазинах. Однажды мы взяли двух мужчин, которые «бесплатно» оделись в нескольких магазинах, но покинуть центр так и не смогли – были задержаны, и всё краденое было обнаружено у них под одеждой. Понятно, что противокражные магнитные бирки при краже они оторвали. Однако это не помогло.

— Благодарят сотрудников за помощь?

— Мы за этим не гонимся. Это наша работа. Бывают даже курьезы. Охранник обнаружил на скамейке забытый кошелек. По банковской карте установили имя и фамилию владелицы кошелька. Через громкую связь пригласили ее получить «находку». Так дама пришла в недоумении: дескать, только дураки сегодня возвращают найденные кошельки.

Часто находим мобильные телефоны. Чаще в туалетах. Немедленно возвращаем. Люди, конечно, благодарят.

— Есть ли у ТРЦ проблемные точки?

— Немного, и я не скажу, что они проблемные, скорее, требующие повышенного внимания . Это парковка. Причина – недостаточное количество парковочных мест. Поэтому бесплатная парковка ограничена временем в 3,5 часа. Последующий час стоит 200 рублей. Это мера не для получения выгоды, а мотивация к высвобождению места. Кстати, парковка сотрудников ТРЦ категорически запрещена. Парковка работает только для посетителей. Вторая причина – или невнимательность, или «хитрость» автовладельцев, которые на выезде вместо жетона опускают в стойку шлагбаума монеты, что на какое-то время выводит оборудование из строя. Спрашивается, зачем это делать, зачем оставлять жетон. Ведь жетон – это запрограммированный только на определенное время чип, воспользоваться которым в дальнейшем будет невозможно.

— Давайте поговорим об инженерно-технических средствах охраны.

— Нужно отметить, что на безопасности посетителей деньги в ТРЦ «Гагарин» не экономят. У центра общая единая очень мощная дежурно-диспетчерская служба, которая контролирует не только температуру и влажность, работу медиафасада или рекламных мониторов, или ход траволатора, то есть горизонтального эскалатора, водоснабжение, электрообеспечение, но также следит и за системами противопожарной безопасности, и также снимает показания с видеокамер охраны, показания с датчиков движения и других систем сигнализации. Но, какой бы суперсовременной ни была аппаратура, рядом должен быть ответственный человек, который разумно анализирует ситуацию и быстро принимает решения.

Так что пока посетители отдыхают в ресторанах и кафе, радуются покупкам, смотрят интересное кино, их безопасность ни на минуту не остается без бдительного всеобъемлющего контроля.

— Спасибо за интересный рассказ. Вы рассказали много интересного из того, что неизвестно и скрыто от глаз посетителей. Безусловно, узнать об этом им будет полезно.